Купить книги
без торговой наценки >>
Книги Генрих Гацура Антикварная мебель, стили, интерьеры, дизайн
Издательско-книготорговая компания "АРТ-Корона"
   
 
История освещения интерьеров
Словарь осветительных приборов

На основе материала энциклопедии Генриха Гацура "СВЕТ и СТИЛИ"
История освещения и осветительных приборов.
Стили. Интерьеры. Светильники. Книги. Литература. Информация. Энциклопедия. Термины.
Масляные лампы Свечное
освещение
Газовое
освещение
Керосиновое освещение Электрическое освещение
Стили в
освещении

Церковные светильники Освещение в
СССР
Освещение в
Третьем Рейхе
Интерьеры с
освещением
Книги о Свете Словарь Света Инструмент Фонари

Фурнитура

Мастера, фирмы Музей света Старая реклама  

Словарь осветительных приборов
Все об осветительных приборах, масляных, газовых и керосиновых лампах, свечах и электрических светильниках.


Абажур (фр. abat-jour) - часть осветительного прибора. Предназначен для защиты глаз от воздействия прямого света и создания требуемой освещённости путём его отражения, поглощения или рассеивания. Впервые появился во Франции в конце 18 века. Вначале использовался в настольных масляных лампах, затем в люстрах, торшерах. Абажуры изготавливали из металла, ткани, стекла, бумаги, картона, пластмассы, кожи. Форма его может быть самая разная: цилиндр, конус, параболоид, шар, параллелепипед. При изготовлении используются разные техники: вышивка, бисероплетение, макраме. В качестве украшений используются оборки, бахрома, бисер, стеклянные трубочки. Абажуродержатели - предназначены для поддержки абажуров, изготавливаются из разных материалов; их выбирают, с учетом конструкции, формы абажура и материала, из которого он сделан.
Абура-акаго - огненный призрак, согласно японской легенде, сосущий масло из лампы или фонаря андон.
Адам, Роберт (Robert Adam, 1728-1792) - известный шотландский архитектор и градостроитель, старший из четырех братьев. В 1754-1758 гг. Адам во Франции и в Италии изучал античное искусство и архитектуру. После обучения возвратился в Англию, где вскоре стал одним из ведущих архитекторов. В 1762 назначен придворным архитектором Георга III. Умер 3 марта 1792 в Лондоне.
Акант, аканф, (лат. acanthus) - 1) травянистое растение средиземноморского побережья, "медвежья лапа"; 2) стилизованное изображение листьев этого растения, является одним из самых широко распространенных мотивов декора в античном искусстве, впервые встречается в декоративном искусстве этрусков, затем заимствован греками, римлянами и византийцами. Различают греческий акант (acanthus spinosus - акант колючий) и римский (acanthus mollis - акант мягкий) с более плавным рисунком листьев. Использовался в 19 в. в декоре ламп.
Акатётин - японский красный фонарь, вывешивается у идзакая, места, где можно посидеть и выпить.
Аккумуляторная батарея, аккумулятор - служит источником питания фонарей, ламп, аварийного освещения и т.д. Аккумуляторы бывают: свинцово-кислотные, никель-кадмиевые, никель-металлгидридные, литий-ионные и т.д.
Алмазная грань - 1). способ обработки поверхности изделий из хрусталя и стекла путем
огранки в виде клиновидных надрезов, пересекающихся между собой. 2). Декор стали, впервые примененный тульскими мастерами.
Алпак (alpak) - сплав, используется для литья художественных изделий, в т.ч. осветительных приборов.
Альберт, Шере (Albert Cheuret, 1884-1966) - скульптор, мастер по металлу и дизайнер, один из ярких представителей Ар Деко. Обучался у Жака Перрена и Жоржа Лемер. Использовал для изготовления и украшения светильников резной алебастр и натуралистические темы: птиц, цветы.
Альтдойч (нем. старый немецкий) - эклектичный художественный стиль в мебели и предметах интерьера последней трети 19 века.
Американская призма (американка) - хрустальная призма изрезанной формы с пикой на конце. Элемент декора стеклянных, хрустальных люстр. Вошла в употребление в 70-х годах 19 века.
Ампель (устар.) - обычно нечто подвесное - светильник, паникадило, люстра.
Ампир (1799-1815) - имперский стиль эпохи Наполеона Бонапарта, плод совместного творчества императорских архитекторов Персье, Фонтена (Лафонтена) и придворного живописца Жака-Луи Давида (1748-1825). В 1801 году Персье и Фонтен издали альбом "Recueil de decorations interieures" ("Сборник внутренних убранств") и этот год стал точкой отсчета имперского стиля Ампир для зарубежных художников и архитекторов. Высшей точкой его развития во Франции стало повторное издание в 1812 году книги "Собрание эскизов для украшения интерьера" Персье и Фонтена о возможности использования разных стилей всех времен и народов.
Андон (яп. идущий свет) - фонарь с бумажным абажуром на бамбуковом, металлическом или деревянном каркасе. Бумага защищает от ветра огонь, горящий в каменной или керамической масляной лампе с фитилем. Масло используется рапсовое или сардиновое, фитиль из хлопка. См. Японские фонари.
Арганда, аргана, аргандова, аргандная лампа - названия масляной лампы. Изобретена швейцарцем А. Аргандом в 1783 году. См. Арганд.
Ароматическая свеча - свеча для аромотерапии.
Аскос, аск (лат. askos) - сосуд для хранения масел, с носиком для заправки масляных ламп. Древнегреческие аскосы чаще всего изготавливались из глины и украшались фигурной росписью, как вазы. Римские аскосы изготавливались также из стекла. Существуют формы аскосов и с двумя носиками.
.................
стр. 477 - 526. Более тысячи терминов.
..................
Торо - см. Японские фонари.
Торшер
(фр. torch - факел, torchere - высокий канделябр, подставка для факела) - напольный осветительный прибор. Получил распространение с эпохи ампира. Одноэлементный или многоэлементный напольный, передвижной или вмонтированный светильник, применяемый в жилых, общественных помещениях и на улице. В нём могут быть, как один источник света, так и несколько. Торшеры бывают, как с абажурами, так и без них. Широко применяются в дизайне интерьера для создания атмосферы уюта. В основном служат для создания дополнительного местного освещения, чаще всего его устанавливают у кресла или дивана. Могут совмещаться с полкой для мелких вещей, журнальным столиком, прикроватной тумбочкой и т.д. Уличный торшер поможет создать уют на веранде, лоджии и других зонах отдыха.
Тощая свеча
(поставная свеча) - напольное поликандило с высоким цилиндрическим основанием большого диаметра, обычно покрытым декоративной росписью.
Травяная свеча
- в степях и местах, где было мало леса, распространение получило освещение сорными тра вами. Чтобы сделать траву годной для освещения, ее срезали, затем мочили в реке, наподобие конопли. После того ее мяли, крутили жгутами и завертывали в тря пицы, иногда ее опускали в растопленое сало. После высыхания, трава становилась схожей со свечой. Верхний конец ее зажигали - трава горела, давая мерцающий, мутный свет. Особенно широко было распространено освещение травой в Полтавской и Воронежской губерниях.
Трактирка -
см. Призма.
Транспарант
(франц. transparent - прозрачный,просвечивающий) - настольный экран для подсвечника или экран лампы-миракля.
Трипод , дрейфус,
(трипос, штатив, треножник, тренога, таган) - изделие на трех ножках, служащее жертвенником, сосудом, светильником. Фигурные треножники из бронзы с жаровней для обогрева и освещения помещений изготавливали древние греки и римляне. Треножники часто служили подставками для светильников. Ритуальные бронзовые треножники были распространены во многих странах. В начале 19 века во Франции, в период стиля Ампир, в моду вошли треножники в качестве напольных светильников - торшеров. Их изготавлями по образцам римских и помпейских триподов, в так называемом "помпейском стиле".
Тюльпан - название абажура для газовых, керосиновых, электрических ламп в форме раскрытого или полураскрытого цветка тюльпана. См.Абажур.
Факел (нем. Fackel, лат. facula) - вид светильника, способный обеспечить продолжительный интенсивный свет на открытом воздухе при всякой погоде. Простейшая форма факела - пучок берёсты или лучин из смолистых пород деревьев, связка соломы и т. п. Дальнейшим усовершенствованием является применение различных сортов смолы, воска и т. п. горючих веществ. Иногда эти вещества служат простой обмазкой для факельного остова (роль которого играет дерево, пучок пакли и т. п.). Факела использовались в древности при свадьбах, похоронах и др., торжествах, как, напр., в Греции - при праздниках Персефоны, Деметры и Афины. Были также исполняемые с факельные танцы при дворе Константина и многих средневековых дворах.
Факельный танец (Fackeltanz) - старинный церемониальный танец, ведущий свое начало от IV века. Музыка его применялась и на турнирах. В позднейшее время для шествий, связанных с придворными торжествами, композиторы писали музыку под этим названием, напр. Известный факельный танец, написанный Мейербером для торжеств при прусском дворе.
Фальшфейер (нем. Falsch - фальшивый, Feuer - огонь) - пиротехническое сигнальное устройство в виде картонной гильзы, наполненной горючим составом. Другие названия: факел-свечка, аварийная свечка, сигнальная шашка, контурная свеча, вспышка или свеча бедствия. Сигнальный фальшфейер обладает водостойким корпусом и собственным запальным устройством.
Фестоны - провисающие гирлянды из хрустальных подвесок, подвешенных за оба
конца, в осветительных приборах второй половины 18 - 19 вв.
Фитиль - светильня, элемент масляных, керосиновых ламп или свечей. Первоначально изготавливался из скрученных древесных, растительных или животных волокон. В 1782-1783 году Леже в Париже предложил заменить употреблявшуюся до него массивную крученую светильню на плоскую. В 1784 шведский ботаник Класс Альстремер, предложил лентообразно сотканный плоский фитиль.
Фитильные ножницы - См. Ножницы фитильные.
Флакон - элемент хрустального убора люстры или жирандоли "елизаветинского типа",
хрустальное украшение в виде граненого кубка.
Фламандская люстра - в 16 веке возник новый тип подвесного светильника, у которого рожки из латуни или бронзы располагались вокруг среднего стержня, заканчивающегося внизу шаром. Этот тип осветительного прибора особенно характерен был для Фландрии, почему и получил именование "фламандской люстры". В слегка измененном виде этот тип люстры широко использовался в северной Германии, скандинавских странах и России, где повсеместно употреблялся для освещения церквей и соборов.
Фонарь - переносной, комнатный, уличный светильник (свечной, масляный, керосиновый, газовый, электрический), в котором огонь защищен со всех сторон от сквозняков, ветра, снега и дождя слюдой, тонкой кожей, стеклом или стенками с небольшими отверстиями (жалюзи), непозволяю щими задуть огонь.

Фосфорные спички - изобретение 19-летнего французского химика Шарля Сориа. В 1830 году он изготовил спички, головки которых состояли из смеси бертолетовой соли, белого фосфора и клея и загорались от трения. Спички были весьма огнеопасны, т.к. загорались даже от взаимного трения в коробке и при трении о любую твердую поверхность. К тому же были очень ядовиты и вредны для здоровья. Время горения головки также было мало. Изобретение фосфорно-серных спичек, головка которых изготавливалась в два этапа, позволило продлить время горения. Позднее удалось увеличить безопасность спичек, путем пропитки черенка спички фосфорнокислым аммонием, а сами спички получили название безопасные. В 1855 шведский химик Йохан Лундстрем нанёс красный фосфор на поверхность наждачной бумаги и им же заменил белый фосфор в составе головки спички. Такие спички легко зажигались и не причиняли вреда здоровью. Их стали называть шведскими.
Фотоген
(свет рождающий, или свет дающий) - минеральное масло для ламп 19 века; его получали при сухой перегонке бурого угля, а также озокерита. Впервые его получил в 1830 г. австрийский химик К. Рейхенбах путем сухой перегонки дерева, торфа и каменного угля. Новый осветительный продукт, стали называть "фотоген". Предприниматель Селлиг из Франции применил в 1832 для этого сухую перегонку горючих сланцев. В странах Европы один за другим стали строиться фотогеновые заводы. На них перерабатывали дерево, торф, уголь, сланцы, асфальт. Получаемые продукты называли по-разному, некоторое время фотоген продавался даже под торговой маркой "Керосин". Однако скоро все эти названия отпали, и в мировой практике утвердилось для минерального и каменноугольного осветительного масла одно наименование - "фотоген". В 1850 году Вагенману из Германии удалось получить осветительное масло путем сухой перегонки бурых рейнских углей, он назвал более легкий продукт "фотогеном", а более тяжелый - "соляром" ("солнечным"). В России продукт под названием "фотоген" был представлен на выставке мануфактурных произведений в Москве в 1865 году, где получил малую серебряную медаль.

Хорос - тип подвесного церковного светильника, паникадила, был распространен в Византии, затем появился в Древней Руси. Состоит из одного или нескольких обручей с поддоном на цепях. См. Паникадило.
Хрустальное стекло - стекло с высокой степенью прозрачности и белизны, независимо от его химического состава...
..................................
и т.д.
остальное в энциклопедии


ИСТОРИЯ ОСВЕТИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Генрих ГАЦУРА
СВЕТ и СТИЛИ
Энциклопедия
* * * * *
Свет и стили. Генрих Гацура.
ISBN 978-5-905233-05-0
2015-2016 гг.

* * * * *


GATSURA Genrih
LIGHT and STYLES
ENCYCLOPEDIA OF LIGHTING EQUIPMENT

A full story of lamps, their types, styles, arrangement in the interior, accessories, lampshades, ceiling light shades, decor and original components. Dictionary of illuminants.

* * *
ГАЦУРА Генрих.
СВЕТ и СТИЛИ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ

Полная история светильников, их типы, стили, размещение в интерьере, фурнитура, абажуры, плафоны, декор и оригинальные детали. Словарь осветительных приборов.

ЛУЧШАЯ КНИГА ПО ИСТОРИИ СТИЛЕЙ в ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРАХ.
Аналога
ни в России, ни за рубежом не издавалось.
Заказ энциклопедии: +7 916 0552494, Москва, е-mail:3g@list.ru


Купить книги в Москве без торговой наценки у издателя >>
8 916 055 2494 , Москва (самовывоз).
Москва. E-mail: 3g@list.ru

Купить книги Генриха Гацура "История мебели и интерьеров" в центре Москвы можно:
в Торговом Доме «БИБЛИО-ГЛОБУС»
Тел.: 8(495) 781-1900; 8(495) 781-1925
Адрес: Москва, Мясницкая ул., д. 6/3, стр. 1.
Метро: "Лубянка", "Кузнецкий мост", "Китай-город".
-------------------
Книжной Лавке писателей на Кузнецком мосту.
Москва, ул. Кузнецкий мост, 18/7, стр. 1. Метро: Кузнецкий мост.
Часы работы: 10-20, суб., воскр. 12-19.
Тел.: +7 495 624-46-45

* * *

В Санкт-Петербурге и Москве можно купить, заказать пересылку в любой район
в специализированном Интернет-магазине

Пролистать книгу

Купить книгу в \ Buy the book


 
ФИРМЫ Реклама в изданиях САЛОНЫ

Музей Мебели

Вверх
Купить
книгу >>>
Книги Генрих Гацура Антикварная мебель, стили, интерьеры, дизайн
Издательско-книготорговая компания "АРТ-Корона"
"LIGHT AND STYLE" Genrih GATSURA - Encyclopedia of lighting! >>

GGG

Rambler's Top100 Rambler's Top100